Формирующее и итоговое оценивание

      Для формирующего  оценивания была применена диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему.
     Методика состоит из двух частей.
Первая часть — метод неоконченных предложений, методика проективного типа направлена на выявление желаний воспитанника детского дома, его представлений о своем прошлом и будущем. 
Вторая часть — метод прямого оценивания, графический вариант пробы «золотого возраста» Б. Заззо. Методика разработана и нормирована А. М. Прихожан.
      ИНСТРУКЦИЯ:
     Методика проводится фронтально — с группой воспитанников. После раздачи бланков детям предлагается прочесть инструкцию, выполнить тренировочные задания. Следует проверить, как каждый из воспитанников выполнил тренировочные задания, точное понимание инструкции. Воспитатель должен ответить на все задаваемые детьми вопросы. После этого воспитанники приступают к выполнению первой части методики. Школьники работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. После завершения работы над первой частью психолог предлагает им самостоятельно заполнить вторую часть. Поскольку школьники уже знакомы с подобной работой, то она обычно не вызывает вопросов. Если они возникнут, то следует отвечать каждому ученику индивидуально.
Заполнение методики вместе с чтением инструкции — 10—15 мин.
       
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Результаты диагностики показали, что 55% опрошенных воспитанников имеют противоречивое отношение к прошлому настоящему и будущему, что, как правило, характеризует несогласованность и разрыв между ними.
38% имеют достаточно реалистичное и вместе с тем оптимистичное представление о прошлом и будущем, согласованность предсталений. Этот уровень соотвествует социально-психологическому нормативу.
7% имеют предельно оптимистичное представление о своем прошлом и будущем, согласованность представлений. Может носить как инфантильный, так и компенсаторно-защитный характер.
       Психологическим механизмом моделирования собственного жизненного пути выступает временная транспектива. Транспектива – это способность сознания соединять в настоящем прошлое и будущее и тем самым интегрировать время своей жизни.  
С позиции субъектного подхода временная транспектива как моделирование собственного жизненного пути отражает такие важнейшие характеристики субъекта времени жизни, как ценностное отношение к жизненному времени и способность освоения времени.
Ценность времени жизни задает гуманистическое, созидательно преобразующее отношение ко времени в целом, определенный способ, образ жизни, ее временную организацию, стратегию. Временная транспектива субъекта отражает также его способность активного овладения временем, выраженного в стремлении направить жизнь и ее обстоятельства в желаемое русло при осознании человеком роли пройденного жизненного пути, формировании отношения к жизни и смерти, при наличии способности «построить» свою жизненную перспективу.
Временная транспектива субъекта жизни гармонизирует отношение личности к своему прошлому, настоящему и будущему, пролонгировано осуществляет организацию времени, связывая ее со смыслом жизни, с решением общественных проблем.
Нарушения ценностно-смыслового отношения к времени жизни, приводят к временным децентрациям в структуре временной транспективы и проявляются в экзистенциальных фрустрациях времени жизни особенно у воспитанников детского дома.
Одной из задач педагогов является выстраивание своей системы работы, чтобы поднять уровень транспективы до II уровня, который соответствует норме, тем самым подготовив воспитанника детского дома к самостоятельной жизни и обеспечив ему будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий