воскресенье, 3 марта 2013 г.

Давайте обсудим...


По итогам заседания рабочей группы в ГОСДУМЕ
25 февраля 2013 года
Совершенствование условий проживания и воспитания детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Эффективное реформирование системы организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, требует в первую очередь системного подхода и должно проводиться с учетом уже сложившейся в регионах практики работы организаций для детей, оставшихся без попечения родителей.
Целесообразно разработать федеральную целевую программу, направленную на поддержку субъектов Российской Федерации для комплексного решения проблемы профилактики социального сиротства и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе проживающих в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей. Мероприятия по реформированию системы учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, должны проводиться на условиях софинансирования.
2. Требуется провести мониторинг состояния учреждений (ведомственная принадлежность, уровень материально-технической обеспеченности, наполняемость, состав воспитанников и пр.), а также провести экспертизу состояния здоровья детей, обоснованности установленных им диагнозов.
3. Необходимо сформировать межведомственную координирующую структуру, которая будет обеспечивать комплексный подход в решении проблемы сиротства в России и позволить преодолеть ведомственную разобщенность значительного количества ведомств, в той или иной мере занимающихся вопросами охраны прав детей, оставшихся без попечения родителей.
4. В нормативных документах на федеральном уровне необходимо:
а) определить, что основными целями деятельности организации для детей, оставшихся без попечения родителей должны быть:
- семейное устройство ребенка и последующее сопровождение принимающей семьи,
- обеспечение условий проживания, максимально приближенных к семейным; создание развивающей среды, позволяющей сохранять и стимулировать физическое и умственное развитие ребенка;
б) установить обязанность организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлять работу по семейному устройству воспитанников (включая работу с кровной семьей) и сопровождению семей, принявших детей на воспитание в семьи;
в) в СанПиН внести изменения и дополнения, позволяющие организовывать жизнедеятельность организации в формах, максимально приближенных к домашним, семейным условиям проживания.
5. Необходимо изменить принципы организации жизнедеятельности учреждения:
- законодательно ограничить наполняемость учреждения (до 30 детей) и отдельной группы (до 5-7 детей);
- комплектовать группы детьми разного возраста и пола, детей-родственников всегда (кроме случаев, когда это невозможно в связи с особыми потребностями детей) помещать в одну группу;
- при комплектовании групп исходить из интересов и потребностей детей (подготовка к семейному устройству, подготовка к выпуску и самостоятельной жизни);
- жизнедеятельность группы должна быть организована по семейному принципу: изолированное проживание в отдельном блоке, самообслуживание (приготовление пищи, уборка), постоянное присутствие ограниченного количества воспитателей и пр.
Необходимо изменение принципов и механизмов финансирования и обеспечения организации нового типа. В системе госзакупок и конкурсов должны остаться только процедуры, связанные с общим обеспечением жизнедеятельности организации в целом (коммунальные услуги, ремонт, приобретение жесткого инвентаря или оборудования и т.п.). Руководитель организации и воспитатели в группах должны иметь возможность расходовать средства на текущие потребности детей (питание, одежда) самостоятельно. При этом должны быть сохранены механизмы отчета и контроля за эффективным и целевым расходованием средств.
Возможно, организация должна предоставлять детям только услуги по их воспитанию и содержанию, остальные услуги (образовательные, медицинские, досуговые) должны предоставляться в соответствующих учреждениях по месту жительства (школы, поликлиники и т.п.). Однако, в такой ситуации требуется предусмотреть механизм сопровождения воспитанников (в том числе детей с особыми потребностями) в образовательные, лечебные и иные организации.
6. Рабочей группой был предложен следующий вариант реорганизации.
На первом этапе – изменение ведомственной принадлежности организаций и передача их органам социальной защиты населения субъектов РФ.
На втором этапе – создание трех основных типа организаций:
- центр семейного устройства детей в возрасте до одного года (по показаниям – до 3 лет);
- центр семейного устройства детей в возрасте от года до 18 (в ряде случаев до 23) лет;
- социально-реабилитационные центры для детей с особыми потребностями (инвалидов).
При этом для детей с отклонениями в поведении, с особыми потребностями (правонарушители, употребляющие ПАВ, несовершеннолетние беременные) требуется создание отдельных подразделений или организаций, укомплектованных подготовленными специалистами.
7. Дополнительного обсуждения требует вопрос о выборе организаций для детей с особыми потребностями. С одной стороны, специализированные организации для таких детей (включая детей-инвалидов) могут предоставить воспитанникам весь спектр услуг (образовательных, медицинских, реабилитационных), а также принимать на обслуживание (в режиме дневного посещения, пятидневного проживания) детей, имеющих родителей.

С другой стороны, комплектование групп и целых организаций на основании заболеваний воспитанников, может отрицательно сказываться на их реабилитационном потенциале и в ряде случаев прямо противоречит международным документам, защищающими права детей-инвалидов и запрещающими сегрегацию по признаку заболевания.
Также требует обсуждения вопрос о ведомственной принадлежности организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время согласно СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, могут помещаться в любую организацию, основной целью создания и деятельности которой является содержание, воспитание, защита прав и интересов таких несовершеннолетних, и которые обеспечивают установленные законом требования к условиям пребывания детей.
При этом необходимо учесть, что дети, оставшиеся без попечения родителей, могут также помещаться в различные негосударственные организации – например, религиозные.
8. Органам опеки и попечительства, уполномоченным организациям необходимо активизировать работу в так называемом «первичном звене» - родильных домах, домах ребенка, чтобы максимально сократить (а для детей, изымаемых из семей - исключить) срок пребывания детей в лечебных организациях, минимизировать количество перемещений ребенка между различными организациями.
При выборе организации для конкретного ребенка необходимо исходить в первую очередь из его нужд и потребностей, желательно на этапе выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, составлять индивидуальный план его защиты, основной целью которого должно быть семейное устройство.
9. Минобрнауки России планируется работа по внесению изменений в действующие СанПиНы и разработка методических рекомендаций по разработке нормативно-правовой базы для деятельности региональных организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
По материалам А.Гезалова http://vk.com/gezalovas?w=wall788540_7076%2Fall

4 комментария:

  1. Есть интересные предложения, которые можно поддержать, по совершенствованию и воспитанию детей в учреждениях нашего типа.
    - ограничить наполняемость детей в группе(до 5-7 человек).Ведь мы все прекрасно понимаем, что чем меньше деток в группе, тем больше можно уделять внимание каждому и каждый ребенок сам будет понимать, что он всегда на веду. Чем меньше воспитанников в одном месте, тем они менее агрессивны и раздражительны.
    - жизнедеятельность группы должна быть организована по семейному принципу. На мой взгляд только при малом количестве детей в группе(см. выше),но и ,конечно,необходимых условиях проживания.
    - при сохранности механизмов отчета и контроля руководитель организации и воспитатели в группах должны иметь возможность расходовать средства на текущие потребности детей самостоятельно (питание, одежда...). Да, получая советы, совместно и под контролем воспитателей, дети смогут самостоятельно держать в руках деньги и умело ими распоряжаться. Знать как и где производятся операции с денежными средствами. Как приготовить пищу из продуктов, которые сами приобрели. И еще, при самостоятельном ведении хозяйства,появится много бытовых проблем, которые придется реально решать, делать выводы, а не обигрывать на ситуационных практикумах! Вот при таком подходе, можно будет сказать,что наши дети могут быть подготовлены к жизни вне стен детского дома. Только так мы их приблизим к реальным жизненным условиям.
    - для детей с отклонениями в поведении,правонарушителей требуется создание отдельных подразделений или организаций. Эти организации просто необходимы. Из опыта работы видно, что количество детей, с различного вида нарушениями, с каждым годом увеличивается. Им необходим специальный подход, это больные дети, с которыми должны работать подготовленные, квалифицированные специалисты.

    ОтветитьУдалить
  2. Почему нет единой образовательной программы - потому что нет единых условий для ее реализации. Условия проживания в детских домах разные. Наконец-то задумались на верхах! Нет стартдатов, поэтому нет и качества. Кто на что горазд. Это нужно было сделать давным давно - создать условия для семейного воспитания, а не государственного, воспитывающего иждивенцев. Мысли толковые.
    Только вот насчет возвращения детей в кровную семью - сомневаюсь... Горбатого - могила исправит. Пили, пьют и будут пить нерадивые папашки и мамашки. Как бы тяжело не было материально в семье - детей в детский дом, как в санаторий, нормальный родитель - ни за что не отдаст.

    ОтветитьУдалить
  3. Конечно,очень печально осозновать что наш труд, труд простых воспитателей - перечеркивается при выпуске и дальнейшего пути ребят из детского дома. Сама система воспитания устарела, база на которой мы работаем ( высасывая из пальца) тоже устарела. Астахов со своей програмой конечно может быть и решит проблему усыновления - Дай Бог.

    ОтветитьУдалить